Социальные потребности:
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Потребности в уважении:
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
Потребности в самовыражении:
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Кроме теории Маслоу, в настоящее время находят применение содержательные теории мотивации МакКлелланда, Герцберга и др.
Научный и практический интерес представляет, на наш взгляд, классификация потребностей, разработанная С.Б. Кавериным (рис. 1.2)*.
* Каверин С.Б. Мотивация труда.— М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 1998.
Рис. 1.2. Классификация потребностей (по Каверину)
Анализ литературных источников /9, 11, 15, 17, 21/ позволил нам составить матрицу потребностей по 13 признакам (табл. 1.9).
Таблица 1.9
Матрица потребностей
Признак потребности | Характеристика признака |
1 | 2 |
1. Место в иерархии потребностей | 1.1. Первичные (низшие) 1.1.1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности) 1.1.2. Безопасность, защищенность 1.2. Высшие 1.2.1. Социальные (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании) 1.2.2. Духовные 1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей |
2. Что влияет на потребность | 2.1. Национальность 2.2. История 2.5. География 2.4. Природа 2.5. Пол 2.6. Возраст 2.7. Социальное положение |
3. Историческое место потребности | 3.1. Прошлые 3.2. Настоящие3.3. Будущие |
4. Уровень удовлетворения потребности | 4.1. Полностью удовлетворенные 4.2. Частично удовлетворенные 4.3. Неудовлетворенные |
5. Степень сопряженности потребности | 5.1 Слабо сопряженная с другими потребностями 5.2. Сопряженная 5.3. Сильно сопряженная (автолюбитель и бензин, лыжи и снег, электронные часы и батарейки и т.п.) |
6. Масштаб распространения | 6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы по образованию, внутри группы по доходу |
7. Частота удовлетворения | 7.1. Единично удовлетворяемые 7.2. Периодически удовлетворяемые 7.3. Непрерывно удовлетворяемые |
8. Природа возникновения | 8.1. Основные 8.2. Вторичные 8.3. Косвенные |
9. Применяемость потребности | 9.1. В одной области 9.2. В нескольких областях9.3. Во всех областях |
10. Комплексность удовлетворения | 10.1. Удовлетворяется одним товаром 10.2. Удовлетворяется несколькими товарами 10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами |
11. Отношение общества | 11.1. Отрицательное 11.2. Нейтральное 11.3. Положительное |
12. Степень эластичности от дохода и возраста | 12.1. Слабоэластичные (для удовлетворения физиологических потребностей) 12.2. Эластичные (для удовлетворения высших потребностей) 12.3. Высокоэластичные (предметы роскоши) |
13. Способ удовлетворения | 13.1. Индивидуальный 13.2. Групповой 13.3. Общественный |
В литературе понятие «потребность» рассматривается только относительно индивидуума. Считаем необходимым это понятие распространить и на технические, производственные, социально-экономические системы. Тогда для этих систем следует определять потребности в разных видах ресурсов для их функционирования и развития. Для производственных и социально-экономических систем следует определять также потребности в технических системах и ресурсах для разных форм воспроизводства — капитального строительства, расширения производства, реконструкции, технического перевооружения, социального развития.
С учетом более широкого толкования потребность — разность между необходимым (ожидаемым или возможным) и имеющимся состояниями объекта управления (индивидуума, организации, региона, страны и т.д.) для удовлетворения его нужд в определенном виде ценностей.
Из этого определения следует, что сначала следует прогнозировать будущие потребности объекта управления, затем их конкретизировать в виде ценностей и только потом — находить (проектировать) конкретный товар для удовлетворения конкретной потребности конкретных потребителей. Цепочка: потребности → ценности → товары → рынки → потребители, а также основные виды менеджмента и маркетинга показаны на рис. 1.5.
Рис. 1.3. Цепочка: потребности → ценности → товары → рынки → потребители во взаимосвязи с основными видами менеджмента и маркетинга
Разграничение основных видов маркетинга и менеджмента на рис. 1.3 условно. Оно проведено для определения приоритетных объектов исследования в разных дисциплинах (науках). Из него не следует, что, например, отдел стратегического маркетинга не занимается инновациями, производством, не изучает рынки и потребителей. Занимается, но эти функции для него не основные и выполняются с целью определения возможности достижения нормативов конкурентоспособности товаров организации и стратегии ее развития. Главной функцией отдела НИОКР является экспериментальная проверка возможности материализации нормативов конкурентоспособности в производстве. Если нормативы конкурентоспособности, разработанные на стадии стратегического маркетинга, потом окажутся ниже рыночных требований, то вся работа на стадиях НИОКР, производства и т.д. будет пустой, убыточной, неконкурентоспособной. Поэтому, главное — отличное начало и отличный «выход» в каждом звене. В этом цель стратегического маркетинга.
Главными функциями тактического маркетинга являются тактическая микро- и макросегментация рынка, тактическое позиционирование товара, выбор каналов сбыта, организация рекламы, стимулирование ускорения сбыта. К функции тактического маркетинга также относится мотивация применения во всех подразделениях организации, во всех нормативно-методических и проектно-констуркторских документах концепции маркетинга — приоритета интересов потребителя (для персонала, отдела, цеха, организации и т.д.) перед интересами изготовителя или поставщика. Это очень трудная задача (функция). Поэтому концепция реализуется только в условиях рыночных отношений.
studfiles.net
пример потребностей человека. Подлинные и мнимые потребности
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность
Виды потребностей человека
— Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
В то же время рассуждение представляет собой критерий, в котором сходятся другие общие принципы административного действия: администрация в соответствии с этим принципом должна соблюдать директиву оперативной рациональности, чтобы избежать произвольных или иррациональных решений.
Как мы видим, пропорциональность и разумность в соответствии с судьями являются широко перекрывающимися понятиями, хотя они помещены в проходе, процитированном в невыразимом параллелизме. Оба относятся к рациональности и произволу, которые в случае соразмерности указаны в необходимости ограничить себя «подходящими» и «необходимыми» для достижения этой цели. На заднем плане подчеркивается метафора балансирования и ссылки на чувство справедливости и справедливости.
— Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
— Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Четкое разделение между разумностью и пропорциональностью осуществляется в английском законодательстве по причинам юриспруденции. Позиция судов, являющаяся частью академической литературы, состоит в том, что существуют два метода силовых упражнений, которые касаются отдельных ситуаций и опираются на отдельные планы.
Глубина судебного союза в действиях правительства вновь поставлена на карту, и поэтому рассмотреть эти дебаты, проводимые с точки зрения контраста между разумностью и пропорциональностью, не так сильно отличается от того, что в разных странах, между к которой Италия разделяет доктрину среди сторонников слабого союза и выступает за сильный союз по усмотрению.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая, разработанная американским психологом А. Маслоу.
Базовые потребности | |
---|---|
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) |
· Физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. · Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | · Социальные : в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности · Престижные : в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте · Духовные : в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Основные человеческие потребности связаны с существованием каждого человека. Выполнение основных потребностей человека играет значительную роль в созревании и психологическом и социальном развитии. Потребности зависят от возраста, пола, здоровья и окружающей среды.
Мы можем далее разделить основные потребности с точки зрения их взаимосвязи и взаимосвязи. Биологическое психологическое социальное развитие. . Основные биологические потребности включают. Матейчек преувеличивает необходимость «хорошего рождения». Психологические потребности позволяют ребенку развиваться надлежащим образом в области интеллектуальных способностей, эмоций, воли, поведения, взаимоотношений с окружающей средой, понимания себя и других социальных ценностей, всей среды, частью которой является ребенок.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Основные психологические потребности включают. Потребность в достаточных стимулах — стимуляция в нужное время, в достаточном количестве и качестве. Поэтому потребность в сознании собственного я имеет свои собственные социальные ценности. Опыт, полученный таким образом, влияет на его личность, восприятие социальных отношений и развитие социальных установок на более поздних этапах развития. Потребность в значимости в мире, знание количества стимулов создает опыт у ребенка, ребенок получает и обрабатывает опыт. Это требует порядка и смысла. Необходимость уверенности, доверия и доверия к другим людям в основном встречается в отношениях между ребенком и взрослым. Исследования показали необходимую определенность предположения ребенка в ответе взрослого на разные ситуации. У матерей мы часто сталкиваемся с так называемым синдромом «переполненной чашки», где может возникать кратковременное взрывное
www.admiralcafe.ru
Виды социальных потребностей
Определение 1
Социальные потребности — это особенные потребности, нужные для формирования социального уровня жизни личностей, групп или общества в целом.
К данным потребностям относится трудовая активность, социально-экономическая деятельность, духовная культура и подобные явления, относящиеся к социальной жизни. Обеспечение основных социальных потребностей формирует гармоничное взаимодействие человека с обществом.
Виды социальных потребностей
Такие потребности подразделяют на следующие группы:
- Значимые для социальной жизни потребности. Их игнорирование приводит к гибели социальных субъектов или революционным переворотам, связанным с данной потребностью.
- Потребности, для жизнедеятельности на уровне общих стандартов. Дают возможность внедрять новые технологии социальным институтам.
- Потребности, для удовлетворения минимального социального уровня. Дают возможность сохранять социальный субъект, при этом развитие отсутствует.
- Потребности, для социально комфортных условий жизни и развития.
Масштабность потребностей характеризуется степенью развития социального производства, индивидуальность взаимоотношений на производстве, культурными и межнациональными традициями. Таким образом, существенной потребностью служит расширение сфер деятельности, видоизменение окружающей среды и улучшение отношений в обществе.
Характеристики социальных потребностей
Рассмотрим характеристики потребностей социальных групп:
- Массовое проявление;
- постоянство периодов и пространств;
- множество вариантов условий для участников социальных групп;
- взаимозависимость.
Взаимозависимость данных потребностей связана с появлением и закрытием одного вида потребностей, а это порождает возникновение других потребностей. Так образуются длинные цепи взаимосвязанных потребностей сообщающихся друг с другом.
Пример 1
К примеру, потребность человека в своём доме влечет за собой потребности, связанные с обустройством дома и быта. А эти потребности сразу порождают необходимость производства конкретных товаров, тогда появляется спрос на эффективные технологии производства, которые создают необходимую продукцию. При этом рождается спрос на рабочие места и возникает запрос на определенных специалистов.
Области, удовлетворяющие социальные потребности
Разумно выделить некоторые области, удовлетворяющие потребности, для создания оптимальных условий жизни в социальных группах:
- формирование и распределение сырья, товаров и услуг, потребных для жизни в социальной среде;
- поддержание сохранности среды для нормального психического и физиологического функционирования, включая демографическую составляющую;
- постижение наук и саморазвитие личности;
- средства массовой информации и коммуникации;
- безопасность, воспитание и достойное обучение детей;
- контролирование соблюдения всех норм и правил среди членов общества;
- поддержание безопасности в обществе.
Общественные потребности различаются от индивидуальных следующими параметрами. Личностные потребности не связаны с обществом и масштабами социальной сферы. Для удовлетворения социальных потребностей существуют специальные социальные институты.
Благодаря данным институтам поддерживается социальная стабильность и социальные прогрессивные явления. При игнорировании социальных потребностей возникают конфликты, и появляется угроза общественной безопасности.
Существующие институты служат основными компонентами общественной структуры, которые структурируют и направляют действия всех членов общества, общественных групп и выстраивают отношения на всех уровнях социальной жизни.
Замечание 1
Учитывая общественную структуру общества, политику общественных групп и социальных институтов, можно определять факторы общественной жизни, ее основные приоритеты, задачи и технологии.
spravochnick.ru
Социальные потребности человека
Поделись с друзьямиВ отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества — центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.
1. Потребности для других — это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это — потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям… Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали».
2. Потребность «для себя»: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей — потребностей «для себя» и потребностей «для других» — так пишет П. М. Ершов: «Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других — о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация «для других» -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим…»
3. Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.
Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня наглая агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.
Самый уважаемый человек — это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек — подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.
students-library.com
Социальные потребности и их характеристика.
Поделись с друзьямиСоциальные потребности — потребности, обусловленные общественной природой человека.
Потребности в социальном статусе (по А. Маслоу) , принадлежности к группе, в ассоциировании себя с коллективом. Это потребности в общении и любви, взаимопомощи, чувстве принадлежности, общности с другими людьми.
Социальные потребности — необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.
Существует множество форм социальных потребностей человека. На примерах рассмотрим их в трёх основных признаках:
1. Потребность «ДЛЯ ДРУГИХ». Наиболее ярко потребность «ДЛЯ ДРУГИХ» выражены в альтруизме, в готовности беззаветно служить другим людям, жертвовать собой во имя другого. Чаще всего эта потребность защиты слабого, потребность бескорыстного общения.
2. Потребность «ДЛЯ СЕБЯ». Потребность, направленная на самоутверждение в обществе, на самореализацию личности. Это потребность самоидентификации человека. Потребность занять своё достойное место в обществе, в коллективе.
3. Потребность вместе с другими (мир во всем мире, например) (Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.)
Социальные потребности — это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах — потребность <для себя>, противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности — потребностями <для других>. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.
students-library.com
Социальные потребности человека и общества
⇐ ПредыдущаяСтр 90 из 106Следующая ⇒
Разговор о потребностях был начат в главе 7 «Производство и потребление». Продолжим его применительно к кругу социальных потребностей, непосредственным образом связанных с жизнедеятельностью человека и общества.
Потребность,понимаемая как нужда, необходимость, относится к числу первичных экономических категорий, игракщщх ключевую роль в понимании движущих сил, побудителей производственно-экономической деятельности. Природа социальных потребностей чрезвычайно разнообразна.
С одной стороны, это ряд биологических, физиологических потребностейорганизма человека, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. Эти потребности заложены в организме людей самой природой человека. В то же время цивилизация расширила круг таких потребностей и изменила кое в чем их характер.
С другой стороны, человек — существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Отсюда многие его потребности порождены тем, что он Живет в сообществе людей, общается с другими людьми. Более того, формирование социальных групп, государства, общества приводит к возникновению общественных потребностей.
Уже в первых главах книги упоминалось, что в обществе объективно действу-ет закон возвышения потребностей,согласно которому по мере развития челове-
чества потребности непрерывно разнообразятся, приобретают качественно новый облик, «возвышаются». Мы уже знаем из предыдущего, что само производство, предоставляя новые возможности, инициирует и новые потребности.
Потребности теснейшим образом связаны с образом жизни и уровнем жизни. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными и низменными, и рациональными и иррациональными, вредными. Во-вторых, уровень жизни — это прежде всего уровень удовлетворения наших потребностей.
Следует различать реальные и нормативные потребности. Реальная потребность— это запрос конкретных людей или групп людей на получение определенного количества благ и услуг. К примеру, если человек желает иметь два костюма и четыре пары туфель, то это есть его реальная потребность. Нормативная потребностьхарактеризует нормативный уровень удовлетворения данной реальной потребности, то есть представляет норму потребления, установленную на основе анализа, расчета, опыта, учета возможностей. Скажем, ученые-экономисты могут установить, что человек нормально обеспечен одеждой и обувью, если он имеет три костюма и три пары туфель, обновляя костюмы раз в два года, а туфли ежегодно. Это уже норма потребления одежды и обуви.
Великое разнообразие потребностей можно структурировать, выделяя виды потребностей. Прежде всего следует различать личные (индивидуальные), семейные, коллективные (групповые), общественные (государственные) потребности.Каждый из этих видов характеризуется наличием субъекта потребностей, людей, от лица которых такая потребность исходит, чьи интересы она отражает.
В зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие и перспективные, краткосрочные и долгосрочные потребности.
По степени важности выделяют первостепенные (настоятельные, жизненные) и второстепенные (побочные) потребности. Рассмотрим несколько более детально и конкретизируем отдельные виды социальных потребностей.
Личные потребностираспространяются на питание, одежду, обувь, головньи уборы, чулочно-носочные изделия, жилье, предметы домашнего обихода, быт вые услуги, духовные, культурные ценности, образование, охрану здоровья, т] и отдых, информацию, коммуникации, личную безопасность, защиту прав л ности. Словом, все то, что необходимо каждому человеку. Эти виды потребное в свою очередь дифференцируются. Например, потребности в питании раздел ся на потребности в жирах, белках, углеводах, витаминах. Каждой из этих потре< ностей соответствует потребление определенных видов пищи: хлеба, сахара, лока, мяса, масла, рыбы, яиц, овощей, фруктов. Конечно, такая потреб] определяется не с точностью до миллиграммов, а приближенно.
Потребности допускают в определенной степени взаимозаменяемость:< потребность может быть удовлетворена через другую. Фрукты можно заменит дами, мясо — грибами, животное масло — растительным. Однако многие ности взаимозаменяемы лишь частично, а некоторые, например в жилье, о вании, культуре, заменить трудно или даже невозможно.
Ранее уже упоминалось, что личные потребности делятся на насыщае ненасыщаемые или трудно насыщаемые. Ясно, что потребность в питанш щаема, потребность в одежде — менее насыщаема, потребность в богатст
еще менее. Потребность в познаниях не имеет четко выраженного предела, недаром ведь говорят «век живи — век учись».
Семейные потребностипо видам и структуре близки к личным, но у семьи возникают дополнительные потребности, обусловленные семейной жизнью. Возрастает потребность в жилье, предметах хозяйственного обихода, приходится сочетать разнородные потребности мужа и жены, появляется потребность в средствах ухода за детьми. В то же время благодаря совместному ведению хозяйства общая потребность семьи может быть меньше суммы личных потребностей ее членов, ведь ряд вещей используется совместно.
Потребности социальных групп— это общая потребность людей, объединившихся по кругу интересов. Чаще всего такие потребности вытекают из этих интересов. Туристам-байдарочникам нужны байдарки и снаряжение к ним, шахматному клубу — помещение для игр, шахматы, шахматные часы, любителям купания — бассейн, филателистам — марки, кружку кройки и шитья — швейные машинки, пряжа, ткани, нитки.
Другой вид коллективных потребностей — потребности производственных коллективов.Кроме потребностей работника как человека в коллективе возникают общие социальные потребности. Возникает необходимость в коллегиальном рассмотрении единых проблем, непроизводственном общении, преодолении межличностных конфликтов, предоставлении оптовых услуг на коллективной основе, создании необходимых условий труда и отдыха.
Обширный класс составляют общественные потребности,частично представленные в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных, исторических. Избегая подробного рассмотрения общественных потребностей, укажем, что к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и национальных традиций, охране памятников, восстановлении окружающей среды, приобщении к ценностям мировой цивилизации, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира. К числу общественных следует относить и потребности в охране материнства и детства, социальной поддержки инвалидов и престарелых.
В более широком плане к общественным причисляют потребности всего народа, всей нации, всех людей в культуре, образовании, здоровье, физической культуре и спорте, труде и отдыхе.
Одна из сложнейших проблем теории и практики социальных потребностей -необходимость рационального сочетания уровней удовлетворения личных, семейных, коллективных, общественных потребностей, которые во многом противоречивы. В странах с централизованной экономикой довольно часто общественные, а точнее, государственные потребности довлеют над личными.
О том, как соотносятся между собой разные потребности, какие из них более важные, а какие менее важные для людей, нет и не может быть общей точки рения. У каждого человека, каждой группы людей есть свои явно или неявно выраженные приоритеты, шкалы предпочтений. Одним важнее всего здоровье, пита-•>ие, одежда, жилище, другим — богатство в виде денег, вещей, имущества, треть-
— увлекательная работа, интересное времяпрепровождение, четвертым — популярность, слава, положение в обществе.
Многие ученые пытались и пытаются расположить разнообразные потребности людей в определенном порядке, разложить, как говорится, «по полочкам» и в
то же время по ступенькам их значимости» важности, то есть построить иерархию потребностей. Наиболее признанной в мире считается иерархия потребностей предложенная американским психологом А. Маслоу, в виде пирамиды, состоя щей из 5 ступеней (рис. 26.4.1).
О том, насколько представленная структура универсальна и исчерпывающе ли она отражает представления людей о важности тех или иных потребностей, судить трудно. Тем более что за каждым названием скрывается потребность, не одинаково понимаемая разными людьми. < ; : ;
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Виды социальных потребностей
Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют виды социальной потребности? Что принято понимать под термином «потребность»? Жду вашего экспертного мнения.
В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОТРЕБНОСТЬ.
ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ИССЛЕДОВАНИЕ – это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо. ПОТРЕБНОСТЬ (нужда) – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Какая же существует виды социальных потребностей. Кратко охарактеризуйте их. Что же такое «СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ»? Социальные потребности — это особый вид потребностей человека — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают только два вида потребностей — естественные и созданные обществом. Естественные потребности — это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и так далее.
Стоит отметить, что социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духов ной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Так, естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальным действиям.
Стоит дополнить, что потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. Я рассчитываю, что Вы усвоили, какие способы общения существуют в психологии. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.
Желаем удачи и успехов в работе, учебе!
ru.solverbook.com